СВЯТЫЕ МЕСТА УКРАИНЫ


Центральная Украина


КИЕВ

Киево-Печерская лавра

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА— древнейшая и одна из главных православных святынь, уникальный монастырский комплекс, аналогов которому больше нет в мире. Это первый монастырь на территории Киевской Руси, здесь сохранились практически в первозданном виде храмы, возведенные еще в 11 веке.

 

Многие из нас не видят особой разницы между монастырем и лаврой. На самом деле это совершенно разные монашеские поселения. Монастыри бывают мужские и женские.  Лавра – это разновидность монастыря, но с более обширной территорией и большим количеством монахов, со своей особой и древней историей, а также непосредственным подчинением патриарху. Лавра может быть только мужской.

 В советское время на территории Киево Печерской Лавры был организован Всеукраинский музейный городок: здесь разместилась Государственная историческая библиотека Украины (находится здесь до настоящего времени), а также Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др. В Великую Отечественную Лавре был нанесён немалый урон, взорван Успенский собор, разграблены сокровищницы монастыря. Однако к празднованию Тысячелетия крещения Руси и последующие годы многое было восстановлено и воссоздано.

 

Сегодня лавра подразделяется на Верхнюю и Нижнюю, к последней относят наземный историко-культурный комплекс, а Нижняя лавра — это ныне действующий мужской монастырь и собственно пещеры. Самые ценные сокровища лавры находятся под землей, на глубине от пяти до пятнадцати метров, именно там без малого тысячу лет назад поселился основатель монастыря монах Антоний. В подземных пещерах размещаются кельи, где монахи проводили свою жизнь в молитвах за простых людей, а также покоятся мощи святых.

 

Мощи в Ближних пещерах

В Ближних пещерах находится захоронение основателя Печерского монастыря преподобного Антония. Также в Ближних пещерах почивают мощи 73 печерских подвижников. Среди них — прпп. Варлаам, Никон Великий и архимандрит Поликарп; епископ Суздальский Симон, первый русский историк Нестор Летописец; Агапит, врач безмездный; князь-монах Никола Святоша — основатель первой монастырской больницы; первый русский иконописец Алипий, двенадцать греков-зодчих и иконописцев Успенского собора, былинный богатырь и монах Илья Муромец. В честь святых, погребённых в Ближних пещерах установлено празднование — Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер.

 

Мощи в дальних пещерах

В Дальних пещерах покоятся мощи 49 канонизированных святых, среди которых: святитель Филарет, митрополит Киевский (Амфитеатров), святитель Павел, митрополит Тобольский (Конюскевич), св. священномученик Владимир, митрополит Киевский, преп. Иосиф Многоболезненный. В Дальних пещерах также был похоронен в 1074 году один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский. Мощи Феодосия были найдены в 1091 году и торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры. В 1240 году, когда войска хана Батыя захватили Киев, мощи во избежание осквернения были спрятаны. Место захоронения держалось в тайне и со временем забылось.В честь святых, погребённых в Дальних пещерах, установлено празднование Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер. Кроме святых, известных по именам, в составе Собора совершается память тридцати безымянных святых, чьи главы являются мироточивыми и хранятся в Дальних пещерах.

 

Святыни


КИЕВ

Свято-Покровский мужской монастырь, Голосеевская пустынь 

Свято-Покровский мужской монастырь, Голосеевская пустынь — скит Киево-Печерской Лавры, расположенный в лесу на южной окраине Киева. Голосеевская пустынь — место монашеских подвигов киевских подвижников благочестия XVIII—XIX веков, а со второй половины XIX столетия — резиденция Киевских митрополитов.

 

МОНАХИНЯ АЛИПИЯ – ПОДВИЖНИЦА НАШЕГО ВРЕМЕНИ    

Продолжательницей подвига подвижников благочестия Голосеевской пустыни в период полного запустения обители стала Христа ради юродивая монахиня Алипия (Агафия Тихоновна Авдеева)

       

        Монахиня Алипия родилась 3/16 марта 1905 года в благочестивой крестьянской семье села Вышелей Городищенского уезда Пензенской губернии. Во святом крещении девочка была названа Агафией, в честь мученицы Агафии. Из чувства благоговейной любви к небесной покровительнице матушка всю жизнь носила на спине ее икону. С детских лет она испытала невероятные скорби и лишения. Ее родители были расстреляны, с юности началась ее скитальческая жизнь, сопровождавшаяся тяжелым трудом, преследованиями и нищетой.  Жила тем, что Бог пошлет, ночевала под открытым небом; часто нанималась на поденную работу, чтобы иметь кусок хлеба и крышу над головой. Пережила гонения и тюрьму, военное лихолетье и преследования властей.

       

        Монашество приняла в Киево-Печерской Лавре. К тому времени она была уже духовно зрелым человеком и несла один из труднейших монашеских подвигов – юродство Христа ради. Строгий пост, непрестанная молитва, предельно краткий сон, физический труд, постоянное молчание и углубление в себя – такой она запоминалась людям. Но более всего – своей безграничной верой в Бога и любовью к Нему, а также любовью к ближнему. Уже после смерти стало известно, что за каждого человека, о котором она сугубо молилась, монахиня Алипия вешала на шею ключ, и к концу жизни количество ключей увеличилось настолько, что они превратились в вериги.

       

        Последние девять лет жизни подвижница провела в Голосеево. Она поселилась на территории упраздненной обители, продолжая молитвы и подвиги преподобных отцов наших Голосеевских. Именно здесь в полной мере были явлены людям великие духовные дарования блаженной, которых ее удостоил Господь: прозорливость, предвидение, исцеления и утешение страждущих, а более всего – дар любви. Невозможно перечислить все случаи благодатной помощи старицы людям как при жизни, так и после ее кончины.

       

        День своей смерти, 30 октября 1988 года, монахиня Алипия предсказала заранее. В последний путь ее провожало множество духовных чад: монашествующих и мирских, для которых матушка стала и матерью, и другом, и самым близким человеком. Отпевали ее во Флоровском монастыре, а похоронили на Лесном кладбище. 18 мая 2006 года по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира честные останки монахини Алипии обретены Архимандритом Исаакием с братиями и перезахоронены в Свято-Покровской Голосеевской пустыни, в усыпальнице под храмом в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник».

Когда гроб с останками подвижницы внесли в церковь, над храмом появился крест. В этот же день произошло два исцеления тяжелобольных от онкологических заболеваний. Со времени перенесения мощей блаженной в Голосеевский монастырь собрано множество свидетельств об исцелении от тяжелых недугов.

       

        Ежедневно к могиле монахини Алипии приходят сотни людей. Каждое 30-е число, а особенно 30 октября, в день преставления блаженной, в Голосеевскую пустынь приезжают тысячи почитателей ее памяти. К пустому колодцу, как говорит народная мудрость, люди не идут.

В библиотеке нашего храма есть книга о блаженной Матушке Алипии. Название книги -"Стяжавшая любовь".


КИЕВ

Свято-Пантелеймоновский женский монастырь (пустынь «Феофания»)

В 1800 году в киевской епархии была восстановлена должность викарного епископа. Первым таким епископом стал настоятель Феофан, который сразу же подал ходатайство об отводе ему из казенных земель участка для загородного дома — урочища Лазаревщина. Спустя 2 года его просьба была удовлетворена и он приступил к постройке церкви Чуда святого архангела Михаила. За год храм был возведен и в 1803 году киевский митрополит Гавриил освятил его, а также особым указом переименовал Лазаревщину в Феофанию.

Интересные факты:

— епископ Феофан назвал разные места Феофании библейскими именами: Синай, Хорив, Фавор, Елеон, Кедрон, Силоам… и соорудил там беседки, которые посещал во время прогулок. Таким образом Феофания получила второе имя — киевский Иерусалим,

— в монастыре находятся такие святыни как список Владимирской иконы Божией Матери, ковчег с частицами мощей святого Пантелеймона, святого Николая Мирликийского, преподобного Серафима Саровского, священномученика Владимира Киевского и иных святых Печерских,

— Свято-Пантелеймоновский собор очень сильно пострадал во время войны. Как раз этом месте проходила линия обороны Киева и здание церкви имело очень большое военно-стратегическое значение (высотное здание с которого можно вести прицельный огонь), поэтому храм принял на себя ураганный минометный огонь,

— корпус вместе с церковью Чуда святого архангела Михаила был заново построен в 2005 году на месте первого одноименного деревянного храма (который был разобран в советский период).

 

Феофания - священное и намоленное место. Тут очень хорошо себя чувствуешь. В церкви уникальные иконы целителя Пантелеймона. Вокруг отличная территория парке Феофания, купальни, источники.

Монастырь Святого Пантелеймона

Где бы вы не находились в парке Феофания, нельзя не заметить возвышающийся на холме храм. Его яркий образ восхитителен. Розово-белые стены, изысканные купола приковывают взгляд прохожих. Этот монастырь был построен в честь Святого Пантелеймона. Он поражает не только своим внешним обликом а и чудодейственной силой. В храме хранится Владимирска икона Божьей Матери, ковчег с частицами мощей Пантелеймона, покровителя воинов, мощи Серафима Саровского, Владимира Киевского.

Не доезжая женского Пантелеймоновского монастыря, возле большого деревянного креста находятся три источника с целебной водой: Пантелеймона, Слезы Божьей матери, Архангела Михаила.. Они отличаются своими чудотворными действиями. Рядом – самая холодная купель в Киеве. Она избавляет от простудных заболеваний и проблем с кожей. Нужно три раза окунуться, и перекрестится, после этого прочитать молитву Святому Пантелеймону. Температура воды в ней в теплое время не превышает +8 градусов, а зимой не понижается +4. 


Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10