Моим детям и друзьям

 

Автор: Сергей Иосифович Фудель

 

Это не богословские трактаты, а исповедь, обращенная к сердцам, духовное завещание.

 

 

«Будет время, и я замолчу…»

Исследователи творчества Сергея Фуделя называют его самым сокровенным духовным писателем ХХ века. В его богословии нет стремления поставить себя над читателем, нет и тени стремления к изысканности слога. По сути, его труды – это не богословские трактаты, а исповедь, обращенная к сердцам, духовное завещание.

Сергей Иосифович Фудель родился на рубеже веков: 31 декабря 1899 года по старому стилю – 13 января 1900 года по новому стилю. Уже в этом заложена неоднозначность его личности. Не случайно знавшие Сергея Фуделя говорили о нем как о человеке иной эпохи, воспоминание о которой вызывает щемящую ностальгию. Родился он в Москве, в семье священника Иосифа Фуделя, путь которого к Православию и священству был весьма непрост. Во второй половине XIX века лучшая часть российской интеллигенции избрала для духовного окормления старцев Оптиной пустыни. Молодой служащий Московского окружного суда Иосиф Фудель после двух лет окормления у старца Амвросия по его благословению принял сан священника. После провинциального Белостока, первого места его служения, отец Иосиф переехал в Москву, где получил назначение в храм Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме. Прозвище «тюремный батюшка» крепко приклеилось к нему. Он не только утешал заключенных и преподавал им церковные Таинства, но и отечески заботился о безродных, собирал для них передачи, одежду. Беспокоился о том, как устроился тот или иной подопечный по прибытии на каторгу. Случалось, отправлял посылки на Сахалин.

Его сын Сергей Фудель был крещен в Покровской тюремной церкви. В этом, при желании, можно разглядеть некий знак: и крещение и отпевание Сергея Иосифовича были совершены в Покровских храмах. Свои последние годы жизни он провел в г. Покрове и был здесь прихожанином храма Покрова Пресвятой Богородицы.

 

В своей книге «У стен Церкви» Сергей Фудель описывает свою встречу с оптинским старцем Нектарием, который, благословляя молодого человека, сообщил, что перед ним открывается путь священника. «Не бойтесь, — сказал он, — и идите этим путем. Бог вам во всем поможет. А если не пойдете, испытаете в жизни большие страдания».

Священником Сергей Иосифович не стал, и с 1922 года для него начался долгий путь гонений, страданий и скорби. Он работал секретарем церковного издательства, когда последовал первый арест за принадлежность к кругу противников еретиков-обновленцев, так называемой «живой церкви». В место ссылки, далекий Зырянский край, вслед за Сергеем Иосифовичем поехала его невеста Вера Максимовна Сытина,

Последние годы жизни Сергей Иосифович большую часть времени проводил за письменным столом. Надо было успеть написать задуманное. Незадолго до смерти он сказал своему сыну Николаю: «Вот и жизнь прошла, как один страшный сон…» Но в другой раз произнес твердо: «Я не жалуюсь – много светлого было в моей жизни. Слава Богу за все!»

Он умер на рассвете 7 марта 1977 года. Весть о смерти Сергея Фуделя быстро распространилась среди прихожан городского храма. 8 марта все конторы были закрыты. Кто-то из своих сколотил гроб, но машину найти не удалось. Нашли двое детских саночек и на них потащили гроб в церковь. Сзади шла Вера Максимовна, убитая горем, за ней все остальные.

На другой день с первой электричкой и автобусами приехало множество людей, знавших Фуделя. Отпевали его два священника. «Могучий хор пел так, что во мне что-то омертвелое от горя проломилось, и сквозь слезную боль потекло неведомое облегчение…», — вспоминал Николай Фудель.

Спустя 27 лет, 7 марта 2004 года, после воскресной Литургии в день памяти святителя Григория Паламы, покровчане и многочисленные паломники пришли на городское кладбище. На могиле Сергея Фуделя были установлены свечи и веточки уже распустившейся вербы. Панихиду служили благочинный Петушинского церковного округа иерей Сергий Березкин и настоятель Петушинского храма в честь святителя Афанасия Ковровского игумен Афанасий (Селичев). В проповеди перед началом панихиды отец Афанасий сказал, что он верит: Сергей Фудель пребывает с Богом.


Клайв Льюис

 

Родился Клайв Льюис 29 ноября 1898 года в Ирландии. Очень рано начал учиться, заниматься самообразованием и литературной деятельностью. В 1917 году ушел на войну, получил тяжелое ранение. В 1919 году вышла первая книга Льюиса, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии.

До тридцати лет он был скорее атеистом, чем агностиком. История его обращения к Богу очень интересна, желающие могут узнать о ней из книги "Настигнут радостью". Слово "радость" было одним из ключевых в его жизни и играло большую роль в его миросозерцании, несмотря на множество пережитых жизненных трудностей и испытаний. Когда он уверовал в Бога, он стал об этом говорить открыто, писать трактаты, эссе, лекции, проповеди. Многие его произведения по жанру тяготеют к притче.

 

Книги Льюиса до сих пор пользуются огромной попу­лярностью. До сих пор многие, читая их, приходят к Богу. Одним из таких людей был Чак Колсон, которому в этой главе будет посвящен отдельный раздел. Колсон с готов­ностью признавал, что знаменитая книга Льюиса «Просто христианство» стала поворотным моментом на его пути к Богу. Льюис «как никто другой умел находить общий язык с читателями. Он знал своего читателя и умело вел его к величайшей из тем — ко Христу». По словам С. Джоуда, Льюис обладал редким даром «писать о праведности простыми и понятными словами». Возможно, Льюис был бы гениальным писателем, даже если бы и не обратился в христианство. Но христианская вера придала его про­изведениям вечную значимость. Именно в христианстве Льюис почерпнул большинство своих возвышенных тем.

 

"Письма Баламута", "Расторжение брака", "Кружной путь", "Хроники Нарнии", "Пока мы лиц не обрели" – добрые, светлые, печально-радостные произведения, которые рассказывают читателю об Истине и учат любви, кротости и смирению. Льюис твердо верил в "естественный закон" и в человеческую совесть, но не считал их достаточными, когда "придется лететь". Не считал он возможным утолить без веры "тоску по прекрасному", исключительно важную для него на протяжении всей жизни. Льюис часто повторял: "Неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе".

 

Клайв Стейплз Льюис был не просто писателем, но защитником веры. Однажды познав Истину, он остался ей верен до конца. Умер Льюис 22 ноября 1963 года. Могила писателя находится во дворе церкви Святой Троицы в Хэдингтон Куэрри, в Оксфорде.

 


Из виденного и пережитого

 

Воспоминания проповедника-миссионера.

Страницы биографии отца Спиридона — интереснейшие, с исторической точки зрения, материалы. В его рассказах живо раскрывается душа русского человека во всей сложности религиозных переживаний. В начале XX века автор более десяти лет состоял миссионером-проповедником в каторжных тюрьмах, объезжал их, беседовал с заключенными, умел понять сложность их душевной жизни, горячо любил этих обездоленных людей и привлекал к себе их сердца, которые, в свою очередь, горячо его любили и доверяли ему.

За годы поездок по лагерям и тюрьмам отец Спиридон стал поистине выдающимся духовником и психологом. Ни разу не позволял он себе презрительного или отстраненного отношения к окружающим, его позиция всегда оставалась исполненной любви и сострадания.


С чего начинается счастье?

 

 

Господь дарует семейное счастье тем людям, которые своей жизнью выражают готовность следовать воле Божией и жертвовать собою, своими интересами, ради других. О том, как научится деятельной христианской любви в семье, как полагаться во всем на Господа, размышляют авторы этой книги, основываясь на примерах из реальной жизни.

«С чего начинается счастье?». (С акафистом Пресвятой Богородице «В родах помощница»)

Год выпуска: 2009

Автор: Протоиерей Александр Ильяшенко, Татьяна Шипошина.

Исполнитель: Екатерина Краснобаева.

Жанр: Аудиокниги на православные материалы.

Издательство: Издательский Совет РПЦ.


Чудесные истории

 

В основе историй, рассказанных в книге, лежат подлинные события. По признанию самой Николаевой, ощущение необычайности, «чудесности» жизни возникает всякий раз, когда приоткрывается смысл происходящего, за которым угадывается действие Промысла Божиего

Год выпуска: 2011

Автор: Олеся Николаева.

Исполнитель: Олеся Николаева.

Жанр: Аудиокниги на православные материалы.

Издательство: Патриаршее подворье домового храма мц. Татианы при МГУ г. Москвы.


Юлия Николаевна Вознесенская

 

(р. 1940) родилась в семье военного инженера. Училась в Ленинградском институте театра, музыки и кино, была активным деятелем в кругах неформального искусства. С 1964 г. занималась в литературном объединении у известной переводчицы и поэтессы Татьяны Григорьевны Гнедич.

С 1966 г. начала печататься – опубликовала стихи сначала в периодике, потом в самиздате. В 1973 г. приняла крещение. Участвовала в ряде демонстраций и голодовке протеста художников-нонконформистов. Проводила литературные вечера в своей комнате в коммунальной квартире. В 1976 г. была осуждена на пять лет ссылки за «антисоветскую пропаганду». Бежала из ссылки в Ленинград, на суд по делу Рыбакова, что привело к двум годам лагерного заключения до июня 1979 г.

В 1980 г. эмигрировала из СССР вместе с двумя сыновьями. До 1984 г. Ю.Н. Вознесенская жила во Франкфурте-на-Майне, потом поселилась в Мюнхене, где работала на радиостанции «Свобода».

В 1996–1999 гг. жила в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции. Там по благословению игуменьи Афанасии написала роман-притчу «Мои посмертные приключения», после чего стала выпускать примерно по одному роману в год. С 2002 г. жила в Берлине. Мирно преставилась в 2015 году.